Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Левша в школе

Ребенок ест, готовит уроки с помощью левой руки. «Левша», — говорят о таких. Теперь их реже переучивают работать правой рукой. Поэтому и невротические расстройства, возникающие вследствие такого переучивания, встречаются реже. Однако окружающий мир множеством ситуаций постоянно напоминает: «Используй правую руку!» Так что психогигиеническую ситуацию по сравнению с прошлым можно охарактеризовать как смягчение, но не исключение «декстрастресса», то есть всех факторов давления праворукой среды.

Интересные данные были получены недавно сотрудником кафедры психиатрии Ворошиловградского медицинского института С. Е. Казаковой об особенностях выполнения левшами письменных заданий правой и левой рукой. Оказалось, что при работе правой рукой все они, в том числе и те, кто уже считает ее ведущей при письме, выполняют письменные задания медленнее и с большим числом ошибок. При этом отмечаются видимое физическое усилие, напряжение различных, далеких от используемых при письме групп мышц. У детей учащалось сердцебиение, были кратковременные подъемы артериального давления. Порой они самостоятельно прерывали выполнение задания. Левой же рукой при подобных заданиях они действовали и сноровистей, и успешней. Ошибок было значительно меньше, процесс письма не вызывал неприятных эмоций.

Результаты этих экспериментов демонстрируют, что использование левой руки у учеников подготовительного, «нулевого», первого классов школы на 20—30 процентов повышает качество выполнения письменных работ. Словом, левая рука у них зачастую более «грамотна». Это еще один аргумент в пользу терпимого отношения к леворукому письму.
Психогигиена и психопрофилактика при леворукости — это цепь взаимосвязанных мероприятий, которые должны осуществлять и согласовывать между собой воспитатели, педагоги и медицинские работники.

Надо, чтобы о признаках леворукости ребенка как можно раньше был извещен педиатр. Сведения об этом заносятся в амбулаторную карту. Обязательна консультация детского невропатолога. Он решает, является ли леворукость в данном случае естественной, или же, что случается реже, это остаточный симптом заболевания центральной нервной системы, требующий как можно более раннего специального лечения.

Очень многое зависит от родителей. Недопустимо, чтобы взрослые обсуждали факт леворукости в присутствии ребенка, тем более вовлекали его в споры. Нужно прийти на помощь ребенку, если дети во дворе дразнят его.

Повсеместно — в семье, в дошкольных и школьных учреждениях — следует поощрять использование этими детьми левой руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам. Обязательно выделять леворукому ребенку место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался при письме с локтем соседа по парте. На уроках труда следует специально продумать технику безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. Дома, организуя место для выполнения уроков, нужно сделать так, чтобы свет из окна или от настольной лампы падал с правой стороны.

Большой деликатности требуют беседы со школьниками. Очень важно объяснять им вред сокрытия и маскировки леворукости. А рассказы о большом вкладе левшей в общечеловеческую культуру, примеров чему великое множество и в истории, и в литературе, помогут ребенку преодолеть чувство мнимой неполноценности.

Было замечено, что у значительной части леворуких детей, несмотря на достаточный кругозор, удовлетворительную память, хорошее владение устной речью, встречаются довольно необычные явления — признаки «зеркального» мышления. Это ннвертное, перевернутое справа налево написание отдельных букв или целых слов, перестановка слогов с переносом их из конца в начало слова, перестановка при арифметических действиях цифр, упорное чтение слов справа налево.

Часто родители задают вопрос: как обучать детей леворукому письму, есть ли здесь какие-либо правила? Существуют две манеры леворукого письма. Первая и более распространенная, когда рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. Вторая называется «инвертной». В этом случае лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, а рука и ручка находятся над строкой и кисть повернута в сторону груди пишущего. При обучении письму школьнику нужно предложить самому избрать ту манеру письма, которая для него бо¬лее удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников.

Нередко в самом начале обучения ребенок путает правую и левую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует маркировать цветным карандашом левую сторону листа. Навыки же письма правой рукой, как мы уже говорили, многим леворуким детям даются с трудом. Пишут они медленно, с видимым физиче¬ским усилием, многократно проговаривая про себя каждое слово. Нередко и отставание в приобретении навыков чтения, так как они неосознанно стремятся, по первым двум-трем буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Отсутствие успехов, непонимание окружающих могут привести к тому, что у леворукого школьника пропадает желание учиться.

Со временем, однако, большинство переучиваемых детей постепенно овладевает навыками письма правой рукой, острота переживаний несколько сглаживается.

Конечно, было бы наивным думать, что в праворуком мире можно когда-либо устранить все виды «декстрастресса». Но препятствовать проявлению наиболее грубых его форм необходимо. В этом состоит суть психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, смысл разъяснительной работы среди населения.

 

lefty.com.ua

Lefthandwriting © 2010 г.