Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Тесты на определение ведущей руки

Тесты на определение ведущей руки, разработанные
М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским

Тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий - бытовые, часто используемые, многие из заданий дети выполняют обеими руками, и это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Использование разных вариантов заданий позволит точно выделить ведущую руку.

Все приспособления, пособия, предметы, используемые в заданиях, следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Первое задание - рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложив ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Кроме того, следует обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнения задания, правильно ли сидит.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку в одной из коробок”. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание - “Построй колодец из палочек (спичек)”. Ведущая рука - которая используется более активно.

Четвертое задание - “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.

Пятое задание - вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Ведущая - более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, т.к. ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда

размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку
с ниткой или шнурок.
Ведущей считается та рука, которая выполняет
активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит
иголку или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Следует учесть, что ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другой пытается присоединить.

Девятое задание - “Построй из кубиков дом, ограду, сложи картинку по образцу и т.п.”. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.

При складывании кубиков тоже чаще используются две руки, кроме того это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Десятое задание - данные о семейном левшестве. Выясняется, есть ли в семье леворукие родственники - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.

Тесты на определение ведущей руки, разработанные М. Озьяс.

  1. Завинтить крышки на бутылках.
  2. Зажечь спички.
  3. Разрезать бумагу ножницами.
  4. Наколоть, нанизать (но не на стержень (иголку), а стержень необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
  5. Почистить обувь щеткой.
  6. Намотать нитку на катушку.
  7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
  9. Разложить (раздать) карточки (карты).
  10. Проколоть дырочки (5-6 ударов).
  11. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  12. Продеть нитку в иголку.
  13. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
  14. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  15. Достать бусинку ложкой из стакана.
  16. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
  17. Закрыть, открыть молнию на сумке.
  18. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

Источник

 

Читать другие статьи..
Lefthandwriting © 2010 г.